Петр Симоненко лидер Коммунистической Партии Украины. Он дал интервью антропологу Элизео Бертолази по его исследованиям, посвященным вопросу идентичности украинского народа. В интервью Петр Симоненко кроме того, чтобы выразить свое мнение по вопросу об идентичности украинского народа, непременно затронул более широкие политические вопросы великого современника.
Элизео Бертолази – Уважаемый Петр Николаевич! Сейчас в Украине все еще идут дискуссии относительно национальной идентичности украинцев. Что значит, по вашему мнению, быть «подлинным» украинцем?
Петр Симоненко – Скажу сразу, что поднимаемый вами вопрос не стоит в ряду самых актуальных вопросов для жителей Украины. Украинцев сегодня волнует то, что волнует простых людей Италии – рост цен, резкое падение уровня жизни, безработица, отсутствие внятной социальной политики буржуазного государства.
Но, раз вы предложили эту тему, давайте в ней разберемся. Вы, по всей видимости, хотели бы понять, существует ли в Украине национальный конфликт, какое-либо противостояние западных и восточных регионов. Могу предположить, что источником для подобного рода разговоров могли бы быть рассказы украинцев, которые в качестве подсобных и сезонных рабочих приезжают в вашу страну на заработки. А приезжают к вам в основном жители слаборазвитых в экономическом отношении западных областей Украины.
Чтобы вам было понятней наше деление на Запад и Восток, приведу достаточно близкую по смыслу аналогию – это как у вас в Италии деление на Север и Юг.
Основная часть Украины – более 3/4 территории и населения – это высокоразвитая в экономическом отношении страна, с крупными городами (5 из них – с населением свыше 1 миллиона человек), с огромными промышленными предприятиями. Здесь же имеется развитое сельское хозяйство, основанное на наших уникальных черноземах. В западных регионах ситуация несколько иная, их уровень экономического развития отстает от среднего по стране, да и в историческом смысле Запад и Восток прошли разные пути. Однако, вопроса о том, кто в Украине «подлинный» украинец, а кто нет, на самом деле не существует. Мы ощущаем себя единой нацией, имеющей определенные региональные особенности.
Э. Б. – Каковы, по Вашему мнению, корни украинской идентичности? Какую роль в ее формировании играли язык и религия? Каково соотношение собственно украинского и общеславянского в украинской нации?
П. С. – Исторически украинская нация зародилась и формировалась со времен раннего средневековья. Существует три братских славянских народа, имеющих общие исторические корни – украинцы, белорусы и русские. Они различаются на уровне языка (каждый имеет собственный развитой литературный язык), менталитета, культуры. В то же время все три народа очень сходны между собой – между ними меньше различий, чем, например, у поляков и болгар. И церковь у славянских народов единая – православие. И существует понятный всем язык межнационального общения – русский.
У украинского, русского и белорусского народов отчетливое представление об общей исторической судьбе и необходимости сохранения дружественных отношений между народами, независимо от того, в каких государствах они сегодня живут.
А внутри самого украинского народа можно выделить группу западных украинцев. У жителей западных регионов, которые долгое время находились под властью Польши и Австро-Венгрии, велико влияние католической и униатской церкви. Их язык отличается от украинского литературного языка большой долей заимствования польских слов и акцента.
Мы, коммунисты, не думаем, что столь незначительные различия могут быть основой каких-либо конфликтов между украинским Западом и Востоком на национальной почве. Недопустимо делить общество, дозировать права и свободы людей по религиозным или языковым принципам. Наоборот, общество нужно объединять на основе равноправия религиозных концессий, равноправия языков. В этой связи Компартия активно добивается того, чтобы по примеру ряда европейских стран в Украине на государственном уровне существовали два исторически дружественных языка – русский и украинский. По сути, мы боремся против попыток находящихся у власти олигархов расколоть трудовой народ, чего им очень хочется в полном соответствии с циничным принципом «разделяй и властвуй».
Э. Б. – Какую роль сыграла история в формировании современного вида украинского народа?
П. С. – На протяжении длительных исторических периодов русские, украинцы и белорусы жили в общем государстве – сначала в Киевской Руси и Российской Империи, затем в Советском Союзе. Этот опыт общежития был скорее удачным – все основные достижения украинского народа сделаны в рамках общих государств. Замечу, что в этих государствах украинцы всегда являлись государствообразующей нацией – занимали высшие позиции в административной и военной иерархии, в науке и культуре. Например, из 7 руководителей СССР – двое выходцы из Украины – Никита Хрущев и Леонид Брежнев.
А вот территория Западной Украины вошла в состав восточнославянского государства только в 1939 году. Потому и представление жителей этих областей об истории украинского народа в большей степени трагическое и жертвенное, поскольку Западная Украина жила под властью чуждых государств, для которых украинцы являлись людьми второго сорта – «холопами». У украинцев центра и востока – исторические оценки более позитивные.
Но главный вопрос не в менталитете, а в экономике, в уровне развития регионов. Юго-восточные области (Донбасс, Харьков, Днепропетровск, Запорожье, Одесса) интенсивно развивались в промышленном отношении с конца 19 века. А западные области, которые начали свое промышленное развитие лишь после окончания Второй мировой войны, сегодня являются дотационными. В условиях СССР эта разница в уровне развития экономик регионов быстро выравнивалась, проблемы с украинской идентификацией населения быстро сходили на нет. Вновь возникли они лишь в сегодняшней Украине, где зреет социальный и классовый конфликт между трудом и капиталом, между властью олигархов и нищетой простых людей, вне зависимости от их места жительства – Запад или Восток.
История, и особенно её советский период, сроднила жителей Украины в единую нацию. Искусственно создавать и раздувать национальные противоречия или конфликты – это преступление перед людьми.
Э. Б. – Каково значение советского наследия в жизни современной Украины?
П. С. – Главное состоит в том, что экономическая мощь Украины, её культурно – социальная сфера были сформированы именно в советское время. Гидроэнергетика, космическая отрасль, наукоемкое машиностроение, высокоразвитая наука, современный агропромышленный комплекс – все это прямое наследие Советской власти. В тот период Украина стала страной всеобщей грамотности, украинская наука и система высшего образования лидировала в СССР, была сформировала сеть учреждений национальной культуры – театры, киностудии, книжные издательства, народные коллективы.
Возвращаясь к национальному вопросу, скажу о том, что именно в годы СССР украинская нация получила особый толчок к развитию. Дело в том, что в рамках экономической и научной кооперации СССР, именно Украине досталась роль кузницы научных кадров и базы для строительства предприятий наукоемкой промышленности – ракетостроение, электроника, кораблестроение и пр. К нам съезжались лучшие специалисты, ученые, высококвалифицированные рабочие со всего Советского Союза. И, как правило, оставались здесь на постоянное жительство. Можно сказать, что украинский генофонд получил дополнительную прививку интеллекта, получил приток свежей крови. Характеризуя украинскую нацию, я бы использовал такие слова – «лучшие умы». А Украина в советский период получила статус развитой экономической державы, стоящей в один ряд с ведущими странами Европы.
Приведу такой факт: в советские времена ООН ставила Украину на одно из первых мест в мире по индексу человеческого развития. В этом индексе учитываются три важнейших показателя: продолжительность жизни, уровень грамотности и доля ВВП на душу населения. Когда советский период истории Украины завершился, когда свершилась реставрация капитализма, наши нынешние элиты сформировались и паразитируют на остатках советской экономической мощи. А по упомянутому индексу ООН эти элиты опустили Украину на 69-е место.
Э. Б. – Вы не опасаетесь, что политика государства, направленная на европейскую и евроатлантическую интеграцию может привести к сокращению независимости Украины?
П. С. – Конечно, коммунисты Украины ежедневно говорят об этой опасности и этой угрозе. Независимость нашей страны уже находится под большим сомнением, поскольку слишком велико влияние на политику нашего государства со стороны ЕС, США и международных организаций, прежде всего – МВФ. В составе СССР Украина была куда более свободной и независимой державой, чем сегодня, хотя и имела тогда меньше формальных атрибутов независимости.
Транснациональные корпорации втягивают Украину в зону действия своих финансовых афер. МВФ закабаляет нашу страну с помощью кредитов, которые даются под несовместимые с подлинным суверенитетом условия. США и руководство ЕС, под предлогом «защиты демократии» позволяют себе открытое вмешательства в дела внутренней политики Украины.
Более того, МВФ и транснациональные корпорации принуждают нашу страну к свободной распродаже земли сельскохозяйственного назначения в свою пользу. Если это произойдет, то Украина фактически потеряет и политический суверенитет. Не может существовать свободная и суверенная страна, в которой главное богатство – земля – не принадлежит собственному народу или государству. Родиной не торгуют!
Безусловно, Украина – часть европейского и мирового содружества стран и народов, мы участвуем в мировой интеграции и кооперации. Но это должна быть интеграция равных партнеров, а не то, что сегодня навязывают нам транснациональные корпорации и международные институты в угоду интересов США и верхушки Евросоюза.
Э. Б. – Каково ваше мнение о Европе в условиях кризиса? Экономика ЕС все больше находится в руках финансовых спекулянтов, результатом деятельности которых является банкротство целых, страны, в частности – Италии.
П. С. – Мировая экономика находится в руках олигархов, которые не брезгуют ничем, ради получения сверхприбылей. И лопнувший пузырь либерально-спекулятивного проекта Уолл-Стрит – это всего лишь один из эпизодов тех системных преступлений перед народами, которые лежат на совести мирового капитализма. Одновременно, нынешний кризис – это явный симптом приближающегося краха капиталистической системы производства и распределения.
Обратите внимание на то обстоятельство, что страны социалистической и коммунистической ориентации, и те страны, в которых существует социально ориентированная политика, хоть и имеют рыночную экономику, но сделали упор не на финансовые спекуляции, а на развитие производства. Китай, Вьетнам, Бразилия, Россия, Белоруссия переживают кризис гораздо легче, чем страны ЕС и США.
Важнейшей характеристикой текущего момента моментом является бурный рост протестных настроений народных масс, которые уже достаточно прозрели для того, чтобы понять – платить за выход из кризиса должны не трудящиеся, а сам спекулятивный капитал. Их кризис – им и расплачиваться.
Обращу особое внимание на события в Греции, где народ вынудил правительство вынести условия сотрудничества страны с МВФ на референдум. Это вполне законное и демократическое требование в тот же день вызвало панику на биржах, среди олигархов и их политических марионеток во власти. А МВФ и руководство ЕС даже публично заявили крамольную для них мысль о том, что «не много ли демократии» хочет для себя народ? Эта реакция наглядно показало то, о чем они предпочитают молчать: кризис вырастила капиталистическая система, на кризисе наживаются олигархи, а оплачивать кризис буржуазные государства заставляют простых людей.
Скажу так, что всем нам стоит поучиться организованности, боевитости и, главное, пониманию своих интересов, в частности, народа Греции. Да и у итальянского народа есть богатейший опыт борьбы за свои права, хорошие навыки совместных действий. Это, кстати, еще один штрих для понимания феномена украинской нации – нынешнее поколение украинцев выросло в гуманных и, по сути, в тепличных условиях социализма, в условиях подлинного народовластия. Так что мы сегодня, если можно так выразиться, только догоняем вас, проходим ускоренный курс классовой борьбы. Но я убежден, что в борьбе с мировым капитализмом трудящиеся Италии и Украины будут плечом к плечу стоять по одну сторону баррикад. Победа социализма неизбежна.
Э. Б. – Не кажется ли вам, что войны за ресурсы под прикрытием «борьбы за демократию», являются новой формой западного колониализма?
П. С. – Мы полностью согласны с такой оценкой нынешней ситуации. Действительно западный неоколониализм ведет жестокие и беспощадные войны за ресурсы под прикрытием лозунгов «демократизации». Причем для этих войн уже выработаны совершенно новые технологии – часто вовсе без участия вооруженных сил, а лишь при помощи внешнего информационного давления, массированного использования буржуазных СМИ и институтов гражданского общества. Война в Ливии – наиболее яркий пример иностранной агрессии против суверенного государства, проводимой, в основном, чужими руками.
Украина также постоянно сталкивается с примерами дипломатического давления, основанного на двойных стандартах морали и внешней политики США и Евросоюза. Ярким примером такой закамуфлированной агрессии западного капитала против Украины была т.н. «оранжевая революция», в ходе которой одна олигархическая группа была заменена другой, более ориентированной на США и ЕС.
Коммунисты последовательно выступают против неоколониализма во всех его проявлениях. Мы говорим о том, что истинное содержание требований «большей демократии» очень далеко от подлинного народовластия. Мы уверены, что конец этой агрессии может положить только полный переход власти в странах мира из рук капитала в руки трудящихся. Только в таком случае можно говорить, что международные отношения будут строиться на братском и взаимовыгодном сотрудничестве государств, а не на войнах за ресурсы и капитал.
Элизео Бертолази
Questo articolo è coperto da ©Copyright, per cui ne è vietata la riproduzione parziale o integrale. Per maggiori informazioni sull'informativa in relazione al diritto d'autore del sito visita Questa pagina.